«Как давать и брать правильно в долг?»
Вся Хвала Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Правильным в предоставлении долга является тот способ, который описал Аллах в Коране в суре аль-Бакъара в аяте Долга, а это Его слова: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи.
Если вы окажетесь в поездке и не найдете писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете». (2: 282-283)
Итак, предоставление в долг включает в себя следующие пункты:
• 1) Точно определить срок долга, то есть через какой срок долг будет погашен.
• 2) Записать договор (расписку) с точным указанием сроков,
• 3) Если расписку пишет не тот, кто берет в долг, а другой человек, то диктует ему тот, кто берет в долг.
• 4) Если тот, кто берет в долг неспособен диктовать, то это поручается его доверенному лицу.
• 5) Присутствие двух мужчин в качестве свидетелей, если нет двух мужчин, то один мужчина и две женщины.
• 6) Тот, кто дает в долг, может потребовать какую-либо вещь в качестве залога, которую он будет хранить у себя. Смысл этого состоит в том, что если придет время погашения долга, а должник откажется, то вещь оставленная под залог продается и погашается долг, а оставшаяся после этого часть выручки за продажу (если таковая имеется) возвращается хозяину, то есть должнику.
Заверять (усиливать) процесс дачи взаем этими тремя способами (запись, свидетели, залог), является лучшим и желательным, но не обязательным. Некоторые ученые запись долга считают обязательным, однако большинство ученых считает это желательным и это более правильное мнение. См. "Тафсир аль-Къуртуби" 3/383.
Мудрость этого в том, чтобы права человека не были утеряны и были защищены. Так как часто имеет место забывчивость и обман. Выполняя же эти вещи, человек оберегает себя от вероломных людей, которые не боятся Всевышнего Аллаха.
Если же человек дал в долг и не записал, не призвал свидетелей, и не потребовал ничего в качестве залога, то тем самым он не совершил греха, и на это указывает сам аят: «Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа». При таком доверии могут отсутствовать и запись и свидетели и залог, однако в таком случае необходимо проявлять богобоязненность и страх перед Аллахом, как это повелевает Аллах и вернуть доверенное (т.е. выполнить свои обязательства) «… то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа» См. "Тафсир ас-Са’ди" 168-172.
И если предоставление долга не было записано, и должник отрицает, что на нем долг или же оттягивает уплату, то пусть предоставивший долг не винит никого, кроме самого себя, так как он сам пренебрег своими правами. Передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что мольба кредитора против должника, в случае отрицания им долга или же оттягивания, не будет принята если он не записал дачу взаем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое обращаются с мольбами и нет ответа на их мольбы: (и среди них) … человек, который дал в долг и не засвидетельствовал это…» См. "Сахих аль-джами" 3075.
И тот, кто поразмыслит над этими и другими установлениями шариата, тот поймет всю широту и всеобъемлемость исламского шариата и полноту его стремления сохранить права людей и не дать им быть утерянными.
Аллах Всевышний, пречист Он от всяких недостатков, повелевает владельцу имущества беречь свое имущество и не способствовать потери даже его малой части. Ведь Он говорит: «Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, с указанием его срока».
Существует ли какой-либо закон, который совместил бы религиозную и мирскую пользу таким совершенным образом, как это сделал шариат Ислама? И может ли кто-нибудь предоставить более лучший и совершенный закон чем этот? Истину сказал Аллах, говоря: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5: 50)
Мы просим Аллаха, чтоб Он укрепил нас на Его религии до тех самых пор, когда мы встретим Его.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
«Fatawa ulyma ahly sunna»
• vk.com/fatawa.ulama.ahly.sunna •